Дуговая сварка чугуна: общие сведения
В контексте
|
Рис.1. Структурные превращения в зоне термического влияния в чугуне при сварке |
1 - участок расплавленного металла шва; 2 - участок неполного расплавления; 3 - участок аустенита; 4 - участок перекристализации; 5 - участок графитизации и сфероизации карбидов; 6 - участок исходной структуры. |
Среди конструкционных материалов, применяемых в машиностроении, большое место занимают чугуны, благодаря их хорошим литейным свойствам и сравнительно невысокой стоимости. Это вызывает необходимость изыскать способы сварки чугуна при устранении литейных дефектов в отливках и при восстановлении изношенных и разрушенных конструкций из чугуна.
В зависимости от состояния углерода и скорости охлаждения чугуны разделяют на белый и серый.
Введением в состав чугуна в том или ином количестве легирующих примесей можно получить углерод в виде графита или в виде цементита, поэтому различают графитизирующие (Al, Si, С, Сu, Ni, Mn, Р) и карбидообразующие (Br, W, Cr, S, Мо) элементы.
Путем подбора электродных или присадочных материалов, а также выбора способа сварки можно получать в наплавленном металле поддающиеся механической обработке резанием серый чугун, углеродистую сталь, высоколегированную сталь, железоникелевый или медноникелевый сплавы, т. е. получать наплавку, в наибольшей мере отвечающую характеру исправляемого дефекта и эксплуатационному назначению деталей, подлежащих исправлению.
Наибольшее применение в промышленности имеют серые чугуны. Дуговая сварка серых чугунов связана с большими трудностями. В процессе дуговой сварки чугуна имеют место повышенные скорости охлаждения металла шва и околошовной зоны, в связи с чем получается отбел на участке неполного расплавления (1150—1250oC) зоны термического влияния (рис.1.). Кроме того, большой температурный перепад вызывает термические напряжения, которые способствуют образованию трещин в хрупких участках сварного соединения.
Основной мерой борьбы с отбелом и трещинами при дуговой сварке чугуна является снижение скорости охлаждения и уменьшение перепада температур между свариваемым участком и основным металлом, что достигается подогревом — горячая сварка чугуна. Она представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс, поэтому больший интерес представляет холодная сварка (без подогрева). Существует много методов холодной сварки чугуна.